|
НАРА
— исторический период существования древнего японского
государства с 710-го по 794 г. После завершения формирования централизованного
государства по образцу китайского, начатого реформами Тайка (645 г.), в древней
Японии произошли значительные позитивные изменения в экономической сфере. Характеризовались
они, помимо всего прочего, существенным увеличением объема прибавочного продукта
и подъемом уровня жизни. И хотя этот период был относительно недолгим, он все
же стимулировал появление первых больших городов, которых до той поры в стране
не было. В 708 г. было принято решение о строительстве новой столицы империи
на смену неудачно расположенной, по мнению гадальщиков, старой столицы — Фудзивара(кЁ).
В 710 г. в новый город, построенный с учетом рекомендаций китайских геомантов
и повторяющий в плане китайскую столицу Чанъань, въехал император и место его
пребывания получило имя Хэйдзё(кё) — Столица Цитадели мира. Эпоха, во время
которой резиденция императора находилась в Хэйдзё(кё), называется Нара — по
имени долины, в которой и был построен новый город. В новую столицу в разобранном
виде были перевезены дома знати и дворцы, переехала стража и административные
начальники всех рангов, слуги и ремесленники. Немедленно началось грандиозное
храмовое строительство. Начался расцвет различных промыслов, что вызвало приток
населения из деревень и других провинций в область Нара. Население Хэйдзё(кё)
в период его расцвета составляло 100–150 тыс. человек, что немало для Японии
той поры. Появление первой стабильной столицы способствовало укреплению центрального
правления, улучшению экономической ситуации, а также проведению ряда административных
и политических новшеств, характеризующих тот период. В начале эпохи Нара в Японии
началась массовая чеканка монет. Хотя это и было скорее политическим шагом,
необходимым для подкрепления авторитета государства, где господствовал до сих
пор натуральный обмен и подати еще не были повсеместно заменены налоговыми сборами,
все же выводило страну на качественно новый экономический уровень. Для увеличения
поступлений в казну были изданы несколько указов, направленных в основном на
реорганизацию сельского хозяйства и увеличивших объем налогооблагаемых площадей,
в том числе и за счет освоения целинных земель, а также поощрявших разработку
естественных ресурсов, добычу руд и поддерживающих развитие ремесел. В землевладении
в это время становится распространен такой тип частных владений, когда усадьба
включала в себя хозяйственные постройки, склады и иногда ставки уездных начальников,
а также окружавшую ее целину. Этот тип получил название «ранний сёэн». Принятые
меры позволяли несколько модернизировать экономику страны, но они значительно
отставали от политических реформ, проводимых с начала V111 в. и сломавших устоявшуюся
старую полурабовладельческую систему общественных отношений. Это приводило к
ярко выраженной социальной нестабильности и кризисам. На практике это угрожало
правительству ростом крестьянских волнений, усилением сопротивления айну, ростом
бандитизма и т.д. Способы борьбы с этими неурядицами предлагались разные, но
во многом они не имели должного эффекта из-за непрекращающейся вражды между
придворными кланами. В период Нара после тяжелой борьбы на первое место в окружении
императора выдвинулся клан Фудзивара, самым влиятельным представителем которого
стал Фудзивара Накамаро. Этому роду удалось значительно влиять на политику императорского
двора Японии на протяжении примерно 200 лет. С ростом влияния семьи Фудзивара
совпал и рост популярности буддизма, ставшего после 741 г. фактически государственной
религией. Буддийские храмы, рассматривавшиеся теперь не только как святилища,
но и как символы философии централизованного правления по китайскому образцу,
начали строиться в каждой провинции, а в 743 г. началось строительство гигантской
16-метровой статуи Будды в столичном храме Тодайдзи, закончившееся в 752 г.
Кроме того, буддийские храмы и монастыри получили высочайшее разрешение на пропаганду
своей религии среди простолюдинов, что делало буддизм общедоступным всенародным
учением. Возможно, что активность буддийских институтов была связана и с возрождением
утраченных на время контактов с Китаем. Международная активность Японии в период
Нара также возросла, хотя к этому времени Китай уже сам переживал тяжелые времена
из-за нашествий племен кочевников, и вскоре японцы решили перенести большую
часть контактов на буддийские государства Кореи, в первую очередь на царство
Бохай. Объем товарооборота с корейскими царствами постоянно увеличивался, и
Япония решилась даже на отмену воинской повинности в 792 г. и ликвидацию береговой
стражи в 795 г. в связи с исчезновением опасности военной агрессии со стороны
Корейского полуострова. Период Нара оставил значительный след в истории японской
литературы. В 712 г. был составлен первый известный свод исторических записок
«Кодзики», а в 720 г. записаны свитки «Нихонги», вместе официально излагавшие
историю страны, ставшую основой для мироощущения и воспитания японцев на сотни
лет. Тогда же был составлен и сборник стихов японских поэтов той поры — «МанъЁсю»,
являющийся одним из самых значительных литературных памятников в истории Японии.
|
|
|
|
|
|
|
|